МАММОЛОГИЯ. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
За последние 2 десятилетия хирургическое лечение рака молочной железы (РмЖ) претерпело изменения от стандартных радикальных мастэктомий до органосохраняющих и реконструктивно-пластических операций с использованием эндовидеохирургических и роботических технологий. Робот-ассистированная радикальная подкожная мастэктомия как минимально инвазивная методика хирургического лечения РмЖ на ранних стадиях признана безопасной и эффективной.
Представлены результаты выполнения робот-ассистированной радикальной подкожной мастэктомии и радикальной подкожной мастэктомии с эндопротезированием у 27 пациенток с гистологически верифицированным РмЖ. Проведена сравнительная оценка послеоперационных осложнений робот-ассистированной радикальной подкожной мастэктомии с эндопротезированием и радикальной подкожной мастэктомии с эндопротезированием. установлено, что послеоперационный период у роботизированных вмешательств протекает более благоприятно, что подтверждают низкая потребность в анальгетиках, отсутствие признаков формирования гематом операционной раны, а также снижение частоты развития воспалительных инфильтратов и сером мягких тканей в области послеоперационного шва. Выполнение робот-ассистированной радикальной подкожной мастэктомии с эндопротезированием позволяет достоверно улучшить хирургические и эстетические результаты лечения РмЖ на ранних стадиях этого заболевания.
Введение. Как известно, рак молочной железы (РМЖ) по количеству и локализации узлов может быть унифокальным, мультифокальным, мультицентричным (МЦРМЖ) и билатеральным. МЦРМЖ по сравнению с унифокальным РМЖ имеет другие клинические и биологические характеристики, например более высокий риск метастатического поражения лимфатических узлов, более агрессивное течение и худший прогноз. В связи с этим точная диагностика и выявление МЦРМЖ является одной из основных задач любого метода визуализации молочных желез.
Цель исследования – сравнить диагностические возможности контрастной спектральной двухэнергетической маммографии (КСДМ) и цифровой маммографии (ЦМГ) в диагностике МЦРМЖ.
Материалы и методы. В исследование было включено 438 женщин с подозрением на РМЖ. для оценки эффективности результаты ЦМГ и КСДМ были сопоставлены с результатами патоморфологического исследования, выполненного после оперативного вмешательства или пункционной биопсии. ЦМГ осуществлялась всем женщинам на цифровом маммографе Senographe DS (GE, США). КСДМ выполнялась после внутривенного введения йодсодержащего контрастного препарата в кубитальную вену или вену кисти с использованием инжектора. Компрессия молочной железы проводилась в краниокаудальной и медиолатеральной проекциях с обеих сторон начиная с заинтересованной железы.
Окончательный диагноз выставлялся по данным гистологического исследования. Критерием для постановки диагноза МЦРМЖ было обнаружение 2 и более образований или фокусов сгруппированных кальцинатов злокачественных характеристик, локализующихся в разных квадрантах или на расстоянии друг от друга 3 см и более.
Результаты. Окончательный диагноз РМЖ был поставлен 154 (35 %) женщинам из 438 обследованных пациенток. у 25 (16 %) из 154 пациенток был выявлен МЦРМЖ. КСДМ была эффективнее ЦМГ при выявлении МЦРМЖ – ее чувствительность составила 88,0 % против 48,0 % (p = 0,002), точность – 92,2 % против 90,9 %, предсказательная точность отрицательных результатов – 97,6 % против 90,8 % (p = 0,02) соответственно. Но специфичность достоверно была выше у ЦМГ, чем у КСДМ, – 99,2 % против 93,0 % (p = 0,009) соответственно, а предсказательная точность положительных результатов достоверно не различалась (р = 0,12).
Выводы. КСДМ – более чувствительный в сравнении с ЦМГ метод диагностики МЦРМЖ: 88,0 % против 48,0 % соответственно. Высокая предсказательная точность отрицательных результатов КСДМ (97,6 %) свидетельствует о том, что КСДМ является эффективным методом диагностики и стадирования РМЖ.
В данной работе проведен ретроспективный анализ использования тонкоигольной аспирационной биопсии молочной железы. Оценены возможности цитологической диагностики согласно йокогамской системе с характеристиками по категориям С1–С5. изучены результаты цитологических заключений при заболеваниях молочных желез у 4778 пациентов, обследованных в онкологическом диспансере в течение года. тонкоигольная аспирационная биопсия молочной железы использована при амбулаторном обследовании пациентов в 89,6 % наблюдений. Наибольшее число пациенток с патологическими изменениями в молочной железе отмечено в категории С2, характеризующей доброкачественные процессы (75,7 % всех исследований). сложные для цитологического исследования наблюдения, при которых метод не гарантировал точность диагностики, принадлежат категориям С3 и C4 (1,9 % всех исследований). Цитологическое заключение рекомендовало в обязательном порядке использование трепанобиопсии. злокачественные опухоли определены у 853 (19,9 %) пациентов с указанием гистотипа опухоли.
Таким образом, применяемый в составе тройного теста цитологический метод исследования должен оставаться методом выбора при диагностике заболеваний молочной железы на амбулаторном этапе с использованием йокогамской системы написания заключений по материалу тонкоигольной аспирационной биопсии молочной железы (С1–С5).
Введение. Роль неоадъювантной химиотерапии (НАХТ) при люминальном HER2-отрицательном раке молочной железы (РМЖ) остается весьма дискутабельной ввиду отсутствия надежных факторов-предикторов эффективности лекарственной терапии.
Цель исследования – оценка эффективности НАХТ у больных с агрессивным люминальным HER2-отрицательным РМЖ и сопоставление современных систем оценки патоморфологического ответа.
Материалы и методы. Оценен ответ опухоли на современные режимы НАХТ у 64 больных с агрессивным люминальным HER2-отрицательным РМЖ II–III стадий. медиана возраста женщин составила 46,5 (31–76) года, первично-операбельные стадии заболевания (cT1–3N0–1) имели 76,6 % пациенток, местно-распространенный РМЖ (cT4, cN2–3) – 23,4 % пациенток. Характеристика РМЖ до начала НАХТ была следующей: инвазивный протоковый рак (76,6 %), степень злокачественности G2 и G3 отмечена в 54,7 и 45,3 % случаев соответственно. уровень Ki-67 был от 20 до 98 %, медиана – 45 %. уровень экспрессии ER был низким (1–10 %, ERlow) у 12,5 % пациенток и >10 % в 87,5 % случаев. статус HER2 соответствовал 0, 1+ и 2+ при отсутствии амплификации гена у 50,0; 35,9 и 14,1 % больных соответственно. уровень TILs <10 %, 10–20 % и >20 % был в 71,4; 10,7 и 17,9 % случаев соответственно. После проведения НАХТ с включением антрациклинов и таксанов ± препараты платины (у больных с BRCA-мутациями) пациенткам выполнена радикальная операция (мастэктомия или органосохраняющая) с оценкой ответа опухоли на НАХТ.
Результаты. Полный патоморфологический ответ (pCR) на лечение имели 15,6 % больных, что соответствовало классу RCB-0 и патоморфологической стадии ypT0N0. Остаточная опухолевая нагрузка при неполном ответе была весьма существенна – класс RCB-I отмечен всего у 7,8 %, а RCB-II и RCB-III – у 39,1 и 37,5 % пациенток соответственно. увеличение размера остаточной опухоли и числа пораженных лимфатических узлов ассоциировалось с увеличением класса RCB. факторами – предикторами достижения pCR при люминальном HER2-отрицательном раке были степень злокачественности G3, редкие гистологические формы РМЖ (медуллярный, метапластический), TILs ≥30 %, экспрессия ERlow и статус HER2 0.
Заключение. Оценка Ki-67, степени злокачественности опухоли, уровня ER и HER2, а также TILs до начала НАХТ поможет выделить группу высокой чувствительности к цитостатической терапии и оптимизировать лечебную стратегию при агрессивном люминальном HER2-отрицательном РМЖ.
Введение. трижды негативный рак молочной железы не имеет специфических точек приложения для химиотерапии и неблагоприятен по прогнозу течения. Одним из препаратов, широко применяемых у данной когорты больных, является эрибулин, обладающий, помимо антимитотического действия, влиянием на микроокружение опухоли. актуальным представляется поиск биологических критериев, которые позволят предсказать эффективность препарата, что позволило бы отбирать пациентов, которым могут быть наиболее полезны определенные схемы терапии.
Цель исследования – выявить иммунологические предикторы терапевтической эффективности применения эрибулина у пациентов с местно-распространенным или метастатическим трижды негативным раком молочной железы. Материалы и методы. В исследование были включены 20 больных местно-распространенным и метастатическим трижды негативным раком молочной железы, у 50 % наблюдался короткий ответ (выживаемость без прогрессирования <3 мес) на терапию эрибулином, а у 50 % – длительный (выживаемость без прогрессирования >6 мес). мультиплексная иммунофлуоресценция была использована для определения субпопуляционного состава опухоль-инфильтрирующих лимфоцитов и экспрессии ими PD1. Получение и анализ изображений были проведены с помощью системы Vectra® 3.0 и программного обеспечения InForm® (Akoya Biosciences, США).
Результаты. Показано, что отношение количества PD1-отрицательных к количеству PD1-положительных CD20+ В-лимфоцитов <5,5 ассоциировано с длительной эффективностью применения эрибулина у пациентов с местно-распространенным или метастатическим трижды негативным раком молочной железы.
Заключение. соотношение количества PD1-отрицательных и PD1-положительных CD20+ B-лимфоцитов можно рассматривать как возможный маркер для прогнозирования эффективности эрибулина у пациентов с местно-распространенным или метастатическим трижды негативным раком молочной железы.
МАММОЛОГИЯ. ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Закономерным следствием достижений системной предоперационной терапии рака молочной железы является деэскалация хирургического лечения. Все большее распространение получают удаление и исследование ограниченного количества подмышечных лимфатических узлов (ЛУ) после неоадъювантной терапии и отказ от лимфаденэктомии при отсутствии метастатического поражения. Проведенные исследования доказали информативность и безопасность стандартных методик биопсии сигнальных ЛУ после неоадъювантного лечения при сN0. При cN1 и регрессе изменений в результате неоадъювантного лечения стандартные методики оценки состояния ЛУ оказались несостоятельны. Применение комбинированных методов двойной детекции и увеличение количества исследованных ЛУ до 3 и более повысили информативность методики и позволили снизить частоту ложноотрицательных результатов. Отдаленные результаты, вопросы методологии исследования ЛУ, лучевой терапии в этой группе пациентов требуют дальнейшего изучения.
ГИНЕКОЛОГИЯ. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Введение. Выживаемость пациенток со злокачественными новообразованиями яичников зависит от распространенности опухолевого процесса, объема хирургического лечения, размера остаточной опухоли. На 1-м этапе рекомендована «агрессивная» хирургическая тактика удаления всех макроскопически определяемых очагов опухоли с последующей противоопухолевой лекарственной терапией. Однако результаты лечения остаются неудовлетворительными, что диктует необходимость поиска новых методов лечения.
Цель исследования – провести оценку эффективности применения имплантируемых порт-систем для введения химиотерапии интраперитонеально в лечении пациенток с распространенными стадиями рака яичников. Материалы и методы. исследовано 37 случаев рака яичников IIIC стадии за период 2018–2019 гг. На 1-м этапе лечения проведена циторедуктивная операция. На 2-м этапе пациентки случайным образом были рандомизированы на 3 группы: 1-я группа (n = 9) – установка порт-системы + проведение гипертермической интраперитонеальной химиотерапии; 2-я группа (n = 11) – проведение гипертермической интраперитонеальной химиотерапии с последующей системной внутривенной химиотерапией; 3-я группа (n = 17) – группа контроля, введение противоопухолевых препаратов внутривенно. Время наблюдения – 27 мес. В группах исследования проанализированы показатели возрастного распределения, степени злокачественности новообразования, объема остаточной опухоли, безрецидивной выживаемости.
Результаты. Обнаружены тенденции к различиям в выживаемости без прогрессирования во всех группах исследования. В 1-й группе наблюдалось отсутствие рецидивов у всех пациенток. Во 2-й группе рецидивы составили 18,2 %, в 3-й группе – 23,5 %. В 1-й и 2-й группах преобладали случаи рака яичников G3: 6 (66,7 %) и 6 (54,5 %) случаев; в 3-й группе – рак яичников G1 (9 (52,9 %) случаев).
Обсуждение. Особенности химического состава и способа введения препарата повышают эффективность местного воздействия на опухолевые клетки. Введение цитостатических агентов в брюшную полость приводит к минимальной системной токсичности, что превосходит результаты стандартной внутривенной терапии.
Заключение. Обнаружено преимущество по безрецидивной выживаемости пациентов после проведения гипертермической интраперитонеальной химиотерапии в сочетании с имплантируемой порт-системой в сравнении со стандартными методами лечения.
Введение. В рекомендациях, вышедших в 2020 г., проведение комбинированного лечения и адъювантной химиотерапии у больных раком шейки матки (РШМ) III стадии признано нецелесообразным. При этом отдаленные результаты лечения больных местно-распространенным РШм нельзя признать удовлетворительными. стремление изменить сложившуюся ситуацию привело к исследованию эффективности адъювантной химиотерапии у больных РШМ с метастатическим поражением регионарных лимфатических узлов.
Цель исследования – оценка результатов комбинированного лечения, дополненного назначением адъювантной химиотерапии, у больных РШМ III стадии (Т1–2N1M0).
Материалы и методы. В основную группу исследования включены 119 больных РШМ III стадии, которым в период с 2015 по 2018 г. было проведено комбинированное лечение в сочетании с проведением адъювантного химиотерапевтического лечения препаратом цисплатин. В группу сравнения вошли 66 пациенток, которые в период с 2018 по 2019 г. получили то же комбинированное лечение, но без добавления адъювантной химиотерапии. Проведение адъювантного химиотерапевтического лечения не оказало существенного влияния на качество жизни пациенток, также не выявлено выраженной токсичности препарата.
Результаты. срок наблюдения за больными, вошедшими в наше исследование, составил 2 года и более. за исследуемый период наблюдения рецидив заболевания возник у 32 (27 %) больных основной группы и у 31 (47 %) пациентки группы сравнения. В течение 1-го года наблюдения рецидив развился у 18 и 43 % пациенток соответственно. Преимущественная локализация возникших рецидивов в обеих группах также оказалась различной. Важно отметить, что в исследовании не отмечено ни одного случая местного рецидива.
Выводы. Рецидивы заболевания чаще развивались у пациенток репродуктивного возраста и при плоскоклеточном гистологическом типе опухоли со сниженной дифференцировкой. чаще всего прогрессирование заболевания проявлялось манифестацией метастазов в парааортальных лимфатических узлах. В группе сравнения почти половина (48 %) всех случаев прогрессирования проявились гематогенным метастазированием. чаще всего выявлялось поражение легких и костей скелета.
Трансартериальная химиоэмболизация – рентгенохирургический метод, который применяется при рецидивных опухолях малого таза, осложненных кровотечением. Он сочетает в себе механическую закупорку сосудов опухоли и локальную химиотерапию. При этом используются цитостатик и лекарственнонасыщаемые микросферы. для получения результата нужно соблюсти 2 условия: тщательно закрыть все афференты опухоли и обработать максимальный объем опухоли.
Цель работы – выделить ключевые моменты предоперационного планирования при рецидивных опухолях малого таза у женщин для достижения надежного гемостаза и циторедукции.
Приводится анализ данных 17 женщин с рецидивными опухолями, осложненными кровотечением. Первую группу составили 7 пациенток, у которых матка с придатками не удалены, 2-ю группу – 10 пациенток с удаленными маткой и придатками. для предоперационного планирования применялись магнитно-резонансная томография малого таза, селективная ангиография ветвей переднего и заднего ствола внутренней подвздошной артерии. источники кровоснабжения опухоли в обеих группах были разные и зависели от локализации процесса в верхнем, среднем, нижнем этажах малого таза. мультидисциплинарное планирование позволило во всех случаях добиться надежного гемостаза, предотвратить осложнения со стороны органов малого таза.
ГИНЕКОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Рак яичников (Ря) – одна из наиболее злокачественных и агрессивно протекающих опухолей женской репродуктивной системы. Одной из наиболее актуальных проблем является поздняя диагностика Ря: согласно статистическим данным, более 2/3 всех случаев заболевания выявляются лишь на III–IV стадии. Ря характеризуется уникальным метастатическим процессом. самый ранний и наиболее распространенный путь метастазирования – имплантационный. Он часто сопровождается накоплением в брюшной полости жидкости, называемым асцитом. В данном клиническом случае отражена большая гетерогенность опухолевых клеток в асцитической жидкости пациентки с low-grade серозной карциномой яичников, выявленной с помощью многоцветной проточной цитометрии. Показаны преимущество и польза данного метода в диагностике Ря. Применение многоцветной проточной цитометрии открывает большие возможности для развития жидкостной биопсии в онкологии.
ISSN 1999-8627 (Online)